Адаптация ребенка в саду

Детский сад – первый серьёзный шаг ребёнка к самостоятельной жизни. Здесь, он впервые узнает о социальных нормах, найдёт первых друзей, научится взаимодействовать со взрослыми. От того, насколько быстро и комфортно пройдёт адаптация ребенка в детском саду, зависит дальнейшее пребывание малыша в коллективе. Хорошее настроение дошкольника, крепкий дневной сон, лёгкое привыкание к новым людям позволят заложить навыки безболезненной интеграции в самых различных коллективах. Задача родителей – подготовиться вместе с малышом к посещению садика, облегчить процесс, продумать варианты разрешения проблем, возникающих в период привыкания.


Что включает в себя процесс адаптации

Перемены в жизни дестабилизируют любого человека. Взрослые с неохотой меняют место работы, переезжают. У маленького ребёнка к определённому моменту уже сформировано восприятие окружающего мира. И посещение детского сада его кардинально меняет.

К чему придётся привыкать:

  • отсутствие близкого человека;
  • строгий режим, которого требуется придерживаться;
  • конкуренция с другими детьми: за внимание взрослого, игрушки, пространство, личные вещи;
  • питание без выбора вида пищи и времени приема;
  • новые пространства, в которых требуется ориентироваться.

В поле зрения малыша появляется взрослый, которого необходимо принять, как значимого. Но этого мало, этот взрослый не один: воспитатели в саду меняются. Это ещё больше усложняет привыкание к новым условиям. Ребёнок получает колоссальное количество новой информации. И, если для взрослого две недели кажутся достаточными, для того, чтобы адаптироваться к новому месту, то у маленького человека за четырнадцать дней наступит только момент осознания ситуации.

Этапы адаптации: как их облегчить

Взрослым не всегда понятно, как проходит адаптация в детском саду, информация для родителей должна также поступать от воспитателей. Специалисты могут подсказать, как, и, в какой промежуток времени, папа и мама должны себя вести. Именно воспитатели выполняют основную долю работы в адаптации и, если действовать с ними заодно, процесс привыкания пройдёт намного мягче и легче.

Условно, адаптационный период подразделяется на три фазы:

  • Дезадаптация (острая фаза). Начальная стадия посещения дошкольного учреждения. Характеризуется ярким неприятием ситуации: плачем, истериками, нарушением дневного и ночного сна, отказом от пищи. Отмечается снижение речевой активности, регресс способностей – малыш, уверенно надевавший колготки, не может сунуть ногу в тапочки. Продолжительность – от семи дней до трёх недель.
  • Собственно адаптация. Самый длительный период, может занимать до 6 недель. Характеризуется привыканием к новым условиям, развивается принятие ситуации и перестройка организма. Поведение и физическое состояние ребёнка постепенно нормализуется.
  • Компенсация. Состояние ребёнка спокойное, он уже с удовольствием ходит в детский сад. Повышается темп развития физических, психических процессов.

Родителям необходимо быть готовым ко всем изменениям в поведении ребёнка. Маленький человек не специально испытывает терпение мамы и папы. Он ждёт поддержки и одобрения. Малыш боится, что данные изменения нарушат его привычную жизнь. И эта боязнь обоснована: он уже никогда не будет проводить столько времени с мамой, как до детского сада.

Подготовка к посещению садика

Специалистами рекомендуется продолжительная постепенная адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Чем раньше родителями начата подготовка к самостоятельному этапу жизни малыша, тем проще он примет изменения. Педагоги советуют начинать готовиться к детскому саду не менее, чем за год, до его посещения.

Что включает в себя подготовка:

Формирование навыков самообслуживания

Дети, которые сами одеваются, не потеют перед прогулкой. И не мёрзнут на улице, если у них расстегнулась куртка. И не стоят до тех пор, пока воспитатель завяжет шнурок на их ботинках. Дети, которые дома сами за собой ухаживают, более уверенно себя чувствуют в любой среде.

К посещению детского сада ребёнок должен уметь:

  • пить из чашки;
  • уверенно держать ложку, вилку, есть без помощи взрослого;
  • снимать и надевать трусики, штанишки, носки;
  • отличать, узнавать свои вещи;
  • называть себя, обращаться к другим людям;
  • точно знать, как зовут маму и папу.

Важно! Да, ваш ребёнок может всё ещё носить памперсы, в саду его научат пользоваться унитазом. Но ему ещё сложнее будет привыкать к новому месту с его сложными правилами.

Информирование

Обязательно следует рассказывать ребёнку, что его ждёт в детском саду. Притом, упоминать не только положительные моменты. Конечно, там его ждут новые друзья, игры, вкусности. Но важно рассказать о том, что в этом месте ему придётся учиться отстаивать свои границы и делиться, спать в определённое время и гулять, рассказывать о своих переживаниях и потребностях новому взрослому (воспитателю).

Не думайте, что, если ребёнок маленький, он ничего не понимает. Лучше честно предупредить, что он будет оставаться в саду без мамы, так как это необходимо. Информация даётся постепенно, начиная с маленьких порций. Например: «Скоро ты настолько подрастёшь, что сможешь ходить в детский сад. Ты знаешь, что такое детский сад?» Ваши рассказы должны соответствовать возрасту – не надо двухлетке рассказывать об игровых зонах и воспитательных мероприятиях.

Важно! Всегда выполняйте всё, что обещается. Обещали купить мороженное – покупаете. Обещали не пустить гулять – не пускаете. Такое поведение взрослого обеспечивает ребенку знание правил, чувство безопасности и понимание, чего ожидать.

Знакомство с новой средой детского сада

Покажите малышу заранее, где ему предстоит проводить свой день. Сначала – площадку, на которой гуляют дети. Возле сада обычно шумно, малыши бегают со смехом, с ними играет воспитатель. Этот процесс нужно подать так, чтобы ребёнок заинтересовался. Задавайте вопросы и побуждайте ребёнка интересоваться, чтобы он узнал как можно больше нового о садике.

Позже, стоит познакомиться с воспитателем, который будет набирать группу или примет к себе в воспитанники вашего малыша. Обсудить со специалистом основные вопросы, касающиеся малыша. Ребёнок тоже должен именно познакомиться: узнать, как зовут, как выглядит, как разговаривает взрослый, который скоро станет для него значимым.

Если разрешено, необходимо походить внутри сада. Показать, как устроена спальня и игровая зона, где располагаются туалеты и санитарные комнаты, актовый зал. Показать, как малыши раздеваются после прогулки, расположение их шкафчиков, столиков в столовой зоне.

Типичные ошибки родителей, мешающие легкой адаптации

Есть много психологических приёмов, облегчающих начало адаптации. Один из них – ключ. Дайте ребёнку ключ от своего дома, квартиры. Притом, это должен быть реально ключ, которым вы лично пользуетесь. И объясните, что домой вы сможете попасть только с малышом. Т.е., после работы мама пойдёт забирать ребёнка обязательно, иначе ей просто не попасть в квартиру без него. У дошкольника при этом повышается чувство собственной значимости и снижается тревожность за счёт осознания, что теперь не только он лишён дома. Ведь теперь именно от него зависит, попадут ли они домой. Заранее продумайте эти моменты, ключ должен быть на объёмном брелоке, о его наличии необходимо предупредить воспитателя.

Что помешает адаптации:

  • Повышенная нервозность и тревожность родителей. Знайте, у вас есть два варианта: ребёнок привыкнет к детскому саду или нет. Примите оба варианта и будьте готовы к решению вопросов ухода за малышом. Но, не волнуйтесь постоянно, не зацикливайтесь на этом, дети очень чувствительны и эмпатичны, они считывают эмоции и тревожатся вместе с родителями.
  • Адаптация в период переезда, появления нового члена семьи. Если есть возможность вводить изменения в жизнь маленького человека постепенно, лучше отложите поездки на время. Не связывайте поход в сад с рождением брата/сестры, это вызовет ощущение ненужности и покинутости.
  • Поход в садик – как наказание. Фразы «будешь плохо себя вести – пойдёшь в сад», «спи, а то отведу в садик в выходные», «оставлю тебя в садике, если будешь плакать» сильно тормозят адаптацию и представляют дошкольное учреждение, как некое место наказания.

Важно! Заранее скажите малышу, во сколько вы за ним придете. Помните, что дети еще не ориентируются во временных промежутках и не знают, сколько это – «час», понятие слишком абстрактно. Ориентируйте ребенка относительно его режима и действий: когда поужинаешь, когда поспишь, когда порисуешь.

Будьте готовы к тому, что процесс привыкания будет длительным, требующим внимания и заботы. Всегда жалейте малыша, когда он плачет, не отрывайте от себя силой и не сбегайте, отдавая его в группу. Действуйте постепенно, приучая кроху к новому месту по паре часов в сутки. Если ребенку очень сложно дается адаптация в детском саду, консультация для родителей, которую может провести психолог дошкольного учреждения, облегчит процесс привыкания всей семье.

Ждем в нашем магазине
Наш магазин

г. Минск, пр.Победителей 131

пн-пт 10.00-20.00
сб-вс 11.00-18.00

+375 29 652-50-08+375 29 555-96-96