Наказание ребенка за плохое поведение

Детей нельзя наказывать. Любой вид наказания: физический, психологический, финансовый является насилием. И если у родителей возникает вопрос, как наказать ребенка за плохое поведение, стоит подумать, а правильно ли выставлены в семье ограничения? Есть ли рамки, за которые нельзя выходить ребёнку и правила, которых нужно придерживаться?

Правила: за что, когда и как наказывать ребёнка

Ещё до того, как в семье появится ребёнок, стоит обговорить со своим партнёром, каких принципов воспитания вы придерживаетесь. И всегда в дальнейшем прибегать к одинаковой стратегии. Если мама запретила – папа поддерживает. Если есть разрешение от одного родителя, второй ничего не отменяет. Единая стратегия позволяет сохранить уверенность ребёнка в том, что семья – одно целое, что после каких-то действий последуют определённые результаты. И вот основываясь на единстве поведения родителей уже можно выстраивать систему, которую ранее называли «поощрение/наказание».

Наиболее удобный и эффективный способ воспитания, замещающий насильственное наказание – метод естественных последствий. Именно его лучше всего применять, если вы хотите воспитать достаточно свободную личность, которая уважает вас и сохраняет собственное достоинство.

На чём основывается метод:

  • Определяем, что можно и что нельзя: выстраиваем рамки в зависимости от возраста ребёнка. Годовалому – нельзя лезть пальцем в розетки, школьнику – пропускать уроки, подростку – пить пиво. Чем старше ребёнок, тем шире границы.
  • Устанавливаем, что последует, если сделать то, что нельзя. Дёргает за хвост кошку – она царапается, тянет со стола вещи – они падают на голову. Начинает курить – сокращаются средства на карманные расходы. О последствиях всегда нужно предупреждать, рассказывать, даже если ребёнок очень маленький. Всю информацию малыш должен получить вначале от родителей.
  • Позволяем проверить, как действует метод. Следует выбрать несколько вариантов, безопасных для здоровья и жизни ребёнка. Человек садовского возраста может попробовать на вкус песок, чтобы понять, что его действительно нельзя есть. Школьник – лечь несколько раз очень поздно и не подготовиться к урокам. Подросток – потратить все деньги на неделю за час и остаться без финансирования.

Дети всегда будут проверять, не стали ли шире рамки, пытаясь нарушить границы. Родителям следует приоткрывать дверцы лишь в безопасных местах. Только пробуя ребёнок поймёт, что запреты родителей не безосновательны.

Метод естественных последствий не только отвечает на вопрос, как можно наказать ребенка за плохое поведение, но и позволяет сохранить доверительные отношения в семье. Иногда малыш всё пробует и пробует перейти запреты. В конце концов ребёнок обрисовывает обои, режет ножницами тюль или простынь, поджигает кресло в квартире. В таких ситуациях нужно учитывать то, что дети не «вредничают» специально, а изучают мир. Испорчены обои? В ремонте принимает участие и вредитель. Только преподносить ситуацию нужно не как игру, и не как наказание. Следует отметить, что это проблема, которую теперь приходится решать.

К решению вопросов изначально необходимо подходить совместно. Маленьким детям давать прямые поручения: разлил молоко – возьми тряпку, вытри. Подать нужную тряпку, если разлил впервые, показать, как устранить неприятность. Сломал какую-то бытовую технику – участвует в сборе средств на неё, отдаёт часть карманных денег, подарков от бабушек.

Важно! Недопустимо «двойное наказание». Например, ограничение во времени игры в телефон и параллельно – запрет на просмотр мультфильмов из-за того, что ребёнок не подготовился к урокам. Выбирается только один вариант последствий.

Если ребёнок совершенно не слушается

Что же делать, если ребёнок даже при спокойных и лояльных родителях, придерживающихся экологичных принципов воспитания, плохо себя ведёт? Вначале решите для себя, что именно для вас «плохое поведение». Плач и капризы в общественном месте? Это неконтролируемо. Дети не манипулируют слезами. Они действительно испытывают сильные эмоции, просто общество ещё не заставило их научиться скрывать своё расстройство.

Ещё раз! Взрослые должны определить, что именно является недопустимым поведением для их семьи.

Что требует коррекции:

  • драки, избиения (других детей, взрослых);
  • враньё (не фантазии);
  • ребёнок берёт чужие вещи;
  • уходит без спроса из дома;
  • не учится.

По сути, внимания родителей требует поведение, при котором нарушаются озвученные правила или общественные нормы. Желательно заранее продумать, как реагировать на плохое поведение ребенка. Первое, что нужно сделать – повторить правила. Бывают ситуации, когда ребёнок забыл, решил, что он достаточно подрос, чтобы не следовать рекомендациям взрослых.

Но чаще всего всё-таки есть определённая причина, из-за которой дети ведут себя плохо. Дерутся, потому что кто-то их бил или такое поведение дало положительный результат быстро, в отличие от разговоров. Врут, потому что боятся расстроить/разочаровать/обидеть родителей. Запуганы сверстниками или не приняты в детском коллективе и поэтому пытаются соответствовать подростковому обществу.

Если с правилами ребёнок ознакомлен, дальше следует воспитательная беседа. Узнайте, что тревожит человека. Каким бы маленьким он не был, у него уже есть проблемы и поводы для переживаний. Важно не давить, а спокойно спрашивать и обязательно выслушивать до конца. В некоторых ситуациях потребуется помощь психолога, педагогов школы или психолога.

Как действовать нельзя

Не читайте нотаций. Беседа – это когда говорят два человека. А не тогда, когда взрослый с высоты свое опыта даёт негативную оценку действиям маленького ребёнка. Давайте именно столько времени на разговор, сколько готов говорить малыш. Если через 10 минут он хочет уйти, пусть идёт. Вернитесь к ситуации чуть позже.

Нельзя:

  • бить;
  • лишать общения – наказывать молчанием, но объясняя причин;
  • не обеспечивать жизненно необходимые потребности: одежду, еду, сон.

Не стоит проводить воспитательные беседы двумя родителями. Поговорила мама – достаточно, только если ребёнок не решит сам обсудить этот вопрос с папой.

Важно! Нельзя лишать детей личных вещей. Телефон, компьютер, одежда, игрушки – даже если приобреталось родителями, уже является личной вещью человека.

Не выбирайте наказание ребенка за плохое поведение, постарайтесь снизить вероятность нарушения правил. Прислушивайтесь к малышам, вовремя расширяйте границы, учитывайте растущие потребности. Так вы сможет вырастить уверенного в себе человека, который, может и пожалуется психологу на родителей, но хотя бы не на то, что его били.

Ждем в нашем магазине
Наш магазин

г. Минск, пр.Победителей 131

пн-пт 10.00-20.00
сб-вс 11.00-18.00

+375 29 652-50-08+375 29 555-96-96