Когда ребенок начинает сидеть?

Развитие маленького человека – это захватывающий процесс, в котором каждый этап достигается благодаря правильному формированию мышечной, психической, эмоциональной сферы. Ребенок растет, учится управлять своим телом и общаться. Постепенность и последовательность – важные аспекты совершенствования личности. Родителям проще отмечать этапы роста младенца по знаковым моментам: научился держать голову, улыбается, садится, начал ходить. Для определения правильности роста можно ориентироваться на общепринятые педиатрические нормы. Поэтому мамы хотят знать хотя бы приблизительно, когда ребенок начинает сидеть, не является ли низкая подвижность младенца отклонением от нормы.

Развитие ребенка.

Нужно ли младенцу учиться сидеть

Человек очень много времени проводит сидя: ест, работает, ездит по делам, отдыхает. Правильная осанка помогает исключить боли в спине, снизить нагрузку на внутренние органы. Формирование осанки начинается уже в раннем возрасте. И практически первое сложное действие, которое выполняет младенец – садится. Чтобы сесть, малышу нужно задействовать огромное количество мышц (спины, шеи, рук и ног), сосредоточить внимание, а затем ещё и сохранить равновесие.

Учиться садиться нужно, чтобы:

  • исключить ранние проблемы с позвоночным столбом;
  • укрепить мышечную системы;
  • тренировать вестибулярный аппарат.

Сфера эмоционального развития также зависит от того, во сколько ребенок начинает сидеть. В сидячем положении малыш видит мир под другим углом. Ему открываются новые предметы, которые не заметны с горизонтальной позиции. Катаясь в коляске сидя, ребенок узнает больше нового, быстрее учится говорить, получает глубокий эмоциональный и интеллектуальный опыт.

В каком возрасте ребенок учится садиться

Большинство специалистов отмечает, что садиться дети начинают в период с 5 до 7 месяцев. Нормальным считается самостоятельное умение сидеть в возрасте 7 месяцев. Но стоит учитывать и то, что каждый человек индивидуален. Есть дети, способные научиться сидеть и в 5 месяцев. А также есть те, что с трудом учатся удерживать равновесие сидя в 8 месяцев. Такие дети не проявляют отклонений от нормы.

Поэтому родителям лучше ориентироваться не на возраст малыша, а на его физическое состояние. Проверить, готов ли ребенок садиться, можно несколькими способами:

  • Уложить малыша в шезлонг или опереть на подушку. Главное, чтобы его тело находилось под наклоном (угол – примерно 45 градусов). Подать ему две руки, чтобы ребенок мог ухватиться за пальцы. Если, взяв за руки взрослого, малыш делает усилие приподняться – постепенно можно учиться садиться. Также хорошо, если ребенок свободно тянется вверх, когда его за руки приподнимает взрослый.
  • Маленький человек готов садиться, если он активно старается изменить свое горизонтальное положение в шезлонге или коляске: приподнимается, помогая себе руками, выкручивается и старается нагнуться вперед.
  • Проверить готовность к сидению можно и с помощью игрушек. Несколько новых ярких погремушек развешивается перед лицом ребенка так, чтобы он мог дотянуться до них руками, только приподнявшись. Если малыш приподнимается, хватает игрушки – можно начинать учиться садиться.

Важно! Начинать садиться детям можно не ранее, чем в 4 месяца. Даже самым активным и любознательным. До этого возраста у них совершенно не сформирован грудной изгиб позвоночника. Поэтому, если требуется длительное время переносить младенца, лучше отдать предпочтение слингам или эргорюкзакам, позволяющим принять анатомически правильное положение.

Как правильно учить сидеть

Тренировать мышцы и укреплять скелет малыша можно начинать уже с самого рождения. Родители, заинтересованные в сохранении анатомически правильной осанки у чада, проводят с ним специальные занятия и упражнения, направленные на улучшение работы мышц. Имеет значение питание, которое должно быть полным и сбалансированным, и постоянное эмоциональное и интеллектуальное развитие младенца.

Особенности питания

От питания также может зависеть то, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть. Недостаток кальция, полезных аминокислот, витаминов и минералов приводит к замедлению роста. Авитаминоз значительно ухудшает психофизическое развитие.

В период до 4-6 месяцев дети в основном питаются грудным молоком или молочной смесью. Кормящим мамам нужно тщательно следить за своим рационом, так как все необходимые вещества малышу поступают из материнского молока. Требуется употреблять достаточное количество молочных, рыбных и мясных продуктов, клетчатки и растительных жиров. Детям на искусственном вскармливании подбираются смеси с достаточным содержанием минералов и витаминов.

Если у ребенка в полгода наблюдаются проблемы с ростом, снижено мышечное развитие, педиатры могут посоветовать ввести в прикорм:

  • мясные и рыбные консервы;
  • каши с высоким содержанием магния, калия, кальция;
  • молочные продукты;
  • овощные смеси.

Важно! Детское питание должно обязательно соответствовать возрасту. Нельзя давать еду с общего стола, даже если в ней содержится большое количество полезных веществ.

Упражнения

Первые упражнения для младенца направлены на укрепление мышечного скелета. Начинать их делать можно с первых недель жизни, ориентируясь на потребности новорожденного. Все упражнения следует проводить с довольным, спокойным ребенком. Раздраженный, усталый или очень голодный младенец не получит удовольствия от игр. Польза от таких занятий также будет невелика, так как снизится правильность выполнения и повысится мышечный тонус.

Первые упражнения для ребенка.

Что поможет научиться садиться:

  • Упражнения на мяче. Для занятия используется фитбол диаметром около 65 см. На него кладется пеленка, на которую животиком вниз выкладывается чадо. Выполняются покачивания фитбола из стороны в сторону, вперед/назад. Длительность упражнения – от 1 до 10 минут. Проводится занятие только до еды или длительного перерыва после приема пищи.
  • «Выгибаем спинку». Упражнение выполняется на пеленальном столике или кровати. Младенец на боку, придерживаем его ноги и мягко проводим пальцами от поясницы до шеи. Рефлекторное выгибание дугой помогает укрепить поясничный отдел. Также повторяется занятие и на другом боку.
  • Упражнение «Пальчики». Новорожденный располагается на жесткой горизонтальной поверхности спиной. Манипуляции выполняются со стопами: взрослый берет в ладонь ножку малыша так, чтобы большой палец родителя попадал на основание пальчиков. При легком нажатии пальчики сжимаются. После этого следует провести подушечкой пальца к детскому мизинцу от пятки: пальчики рефлекторно раскроются.
  • «Поднимаемся-опускаемся». Упражнение способствует укреплению мышц живота. Ребенок располагается на спине так, чтобы его ножки упирались в живот взрослого. Родитель заводит ладони под спину, шею и голову малыша. Для упражнения медленно поднимается и опускается верхняя часть туловища. Ножки упираются в живот взрослого, могут сгибаться немного в коленях.
  • Упражнение «Лягушонок». Регулярное выполнения этого упражнения помогает снизить тонус мышц ног, стимулировать развитие навыков ходьбы и укреплять позвоночный столб. Ребенок располагается на пеленальном столе на спине. Взрослый захватывает руками каждую голень, прикрывая колени. Руками выполняются сгибательно-разгибательные движения ног, как будто малыш приседает. В конце первого этапа согнутые ножки разводятся в стороны, после чего младенца переворачивают на живот. В этом положении новорожденный может самостоятельно развести и согнуть ноги. Для этого родителю достаточно слегка надавить на стопы ладонями.
  • Упражнение «Ползаем на животике». Малыш выкладывается на живот: ручки подкладываются в согнутом положении под грудью, ближе к подбородку, ножки сгибаются и разводятся в стороны. Нужно обхватить ладонями голени новорожденного и прижать большие пальцы рук к середине стоп. В этом положении ребенок рефлекторно разгибает ноги и отталкивается от ладоней взрослого, имитируя ползанье.
  • «Ходьба». Для реализации упражнения используется рефлекс опоры, благодаря которому дети учатся ходить. Малыша берут под мышки, и, удерживая так, чтобы ноги немного касались опоры, «ведут» над столом. Ребенок перебирает ногами, как будто идет. Упражнение укрепляет мышцы ног и спины, способствует тренировке равновесия.
  • Упражнения для вестибулярного аппарата. Хорошо тренируют вестибулярный аппарат покачивания, движения вперед/назад, круговые перемещения. Их можно выполнять, удерживая ребенка на руках или используя подручные средства: кокон, коляску, шезлонг с различными режимами.

Также используется стратегия активных игр, которые способствуют стимуляции подвижности. Поодаль от малыша располагается игрушка, к которой нужно доползти самостоятельно. Также игрушку можно закрепить на спинке кровати, побуждая ребенка встать к ней, взять и сесть – для игры. Постепенно опускаясь у спинки кровати малыш учится контролировать мышцы ног и спины.

Игры и упражнения для укрепления мышц ребенка.

Значительно улучшает физическое развитие массаж. Проводить его может как специалист, если это требуется, так и родители. Регулярное поглаживание не только способствует расслаблению мышц, но и стимулирует психоэмоциональное развитие.

Занятия в воде

Дети очень любят водную среду и в ней с большим удовольствием выполняют различные упражнения. Поэтому, если нужно быстро научить ребенка сидеть, желательно дополнить обычную гимнастику играми в ванной.

Упражнения для младенцев:

  • «Зигзаги и восьмерки». Малыша размещают на животике, немного погрузив в воду и придерживая снизу руками. Родитель выполняет движение ребенком вперед, вычерчивая им по поверхности зигзаги, восьмерки и другие фигуры. Упражнение выполняется плавно и аккуратно, чтобы не напугать чадо, не окунуть его случайно лицом в воду.
  • «Плавание». В зоне видимости новорожденного на воду выкладывается яркая крупная игрушка. Ребенок должен к ней подплыть. Для страховки малыша под живот придерживает взрослый, направляющий его движения.
  • «Качели». Упражнение хорошо подходит для первого знакомства с глубиной воды. Поддерживаемый под мышки ребенок опускается аккуратно в воду по грудь. После чего потихоньку покачивается вперед-назад и в стороны. Выполнение «качелей» помогает снять мышечный тонус, снизить эмоциональную тревожность младенца.
  • «Отталкивание». Удерживая ребенка под живот, подводят его на воде к краю ванной. Упираясь ножками в стенку ванной, малыш отталкивается и плывет вперед.

Иногда дети боятся открытых пространств с большим количеством воды. Тогда для получения положительного эффекта от упражнений достаточно использовать и маленькую детскую ванночку, в которую наливается немного жидкости, буквально 5-10 см в высоту.

Что нужно для эмоционального подкрепления

Иногда для того, чтобы ребенок начал сидеть, недостаточно упражнений и занятий. Детям требуется зрительный опыт, развитие сенсорики и тактильных навыков. Малыши, имеющие достаточно знаний об окружающей действительности (зрительных, слуховых, осязательных), стремятся познать новое и с большим интересом учатся.

Психоэмоциональное развитие следует начинать с самого раннего возраста. Упрощает формирование новых нейронных связей использование игровых модулей, бизибордов, развивающих ковриков. Такие игрушки выполняются с учетом разнообразия потребностей младенцев. Предусмотрены тканевые сегменты из материалов, разных по цвету, текстуре, на ощупь. Дополнительные элементы, издающие звуки, помогают совершенствовать слуховое восприятие и расширять кругозор.

Развитие психоэмоциональной сферы способствует более быстрому формированию двигательных навыков. Любознательный и эмоционально развитый ребенок скорее научится садиться, так как ему просто необходимо узнать ещё больше нового и интересного. Такие малыши уже в полгода с удовольствием сидят в стульчиках для кормления, учатся самостоятельно кушать, играть в новом положении.

Меры предосторожности

Не все дети в полгода готовы сидеть. Нормально, если ребенок не садится в 6 месяцев, хотя и проявляет познавательный интерес. Обучать самостоятельному сидению нежелательно малышей, перенесших тяжелые заболевания, подверженных частым простудам. Желательно дождаться полного выздоровления и потом только аккуратно приступать к упражнениям по укреплению позвоночника.

Что делать, если малыш сам не хочет садиться:

  • использовать для переноски кенгуру;
  • возить в прогулочной коляске с регулируемой спинкой, с наклоном около 45 градусов;
  • выкладывать в наклонные шезлонги и стульчики для кормления.

Обычно, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему требуется уже новый опыт: изучение пространства квартиры, постепенно начинается тренировка навыка ходьбы. Поэтому родителям могут понадобиться новые вспомогательные средства: безопасные ходунки для активных детей, модульные манежи.

Приобрести игрушки и детскую мебель можно онлайн. Получайте развернутую консультацию по товарам, необходимым детям, у менеджеров магазина по телефону +375 (29) 652-50-08.

Ждем в нашем магазине
Наш магазин

г. Минск, пр.Победителей 131

пн-пт 10.00-20.00
сб-вс 11.00-18.00

+375 29 652-50-08+375 29 555-96-96