Развитие мелкой моторики у детей
На кончиках пальцев ребенка – дверь в мир новых ощущений и открытий. Можно услышать от детских психологов и педиатров слова, что младенец познает мир через рот. Но, до того, как попасть в рот, любой предмет проходит через руки новорожденного. Взаимодействуя с различными поверхностями, текстурами, температурами и формами, ребенок стимулирует развитие мелкой моторики рук. Чем больше у малыша возможностей познать новый предмет, чем быстрее и правильнее формируется речь, развиваются навыки по самообслуживанию и стимулируется познавательный интерес.
Что такое моторика и какая она бывает?
Моторика – это способность координировать свои движения, управлять мышечными системами. Подразделяется на общую и мелкую. Общая моторика отвечает за работу крупной мускулатуры: ног, рук, других частей тела. Мелкая – за координацию движений кисти, запястья, пальцев рук и ног, другую мелкую мускулатуру, отвечающую за манипуляции с предметами.
Как же движения рук могут оказывать влияние на речевой аппарат? Управление мускулатурой ладони и пальчиков требует особого внимания, концентрации. Все сигналы о действиях человека подаются в головной мозг – в моторный центр, располагающийся рядом с речевым. Поэтому сложные действия с мелкими деталями, новые тактильные ощущения способствую формированию нейронных связей, отвечающих за работу речевого центра. За развитием мелкой моторики идет развитие речи, у малыша появляются новые звуки, он осознает, как складывать их в слова, подражая взрослым.
Благодаря работе рук развивается не только способность разговаривать. Постоянно стимулируя моторику пальчиков, родители помогают младенцу улучшать и другие психические функции: память, мышление, внимание. Трогая предметы различной текстуры и температуры, малыш стабилизирует свой эмоциональный фон.
Развитая мелкая моторика это:
- залог более легкой обучаемости;
- формирование разборчивого почерка;
- высокая концентрация внимания и правильное его распределение;
- готовность к обучению в школе к 6-7 годам;
- ранее формирование навыков самообслуживания.
Речевые реакции становятся более совершенными, когда пальчики ребенка становятся более ловкими. Поэтому специалисты указывают на необходимость раннего развития моторики рук, практически с первых недель жизни. И в дальнейшем регулярно улучшать движения пальцев малыша, предлагая новые игрушки и упражнения.
Важно! Начинать развитие мелкой моторики никогда не поздно! Если школьник в первом классе испытывает сложности с написанием букв, необходимо предложить ему специальные упражнения, направленные на укрепление мускул пальцев и кистей.
Занятия, способствующие развитию мелкой моторики
При организации занятия с малышом следует учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, степень развитости сенсорики, уровень интеллектуального развития. Главное, чтобы малышу не было скучно. Поэтому все занятия проводятся в виде игры, с использованием игрового материала. Систематическое выполнение упражнений ускоряет развитие мелкой моторики у детей. Последовательность и дифференцированность подачи материала позволяет достичь качественного результата.
Для детей до полугода
В этот период у младенца постепенно снижается мышечный тонус, раскрывается ладошка. Малыш учится раскрывать и закрывать ладонь, подносить ручку к лицу, держать погремушку и трясти ей. Необходимо вкладывать в руку новорожденного погремушки разной формы, для развития зрительно-моторной координации давать играть с деревянными и пластмассовыми кубиками, мягкими игрушками. Следует рассказывать потешки, взаимодействуя с пальчиками и ладошками младенца.
Годовалым детям
С малышами, достигшими года, можно организовывать более сложные игры:
- катать мячик друг другу (хорошо, если он звенит, выполнены из разных текстильных материалов);
- играть в «ку-ку» с закрывающейся коробочкой, в которой прячется игрушка;
- перекладывать кубики из одной корзины в другую;
- сортировать игрушки по размерам и формам.
Детей такого возраста очень интересуют различные выключатели и рычажки. Нежелательно практиковать моторику рук на настоящих выключателях в комнате и оконных шпингалетах. Лучше всего организовать безопасное пространство, в котором малыш будет нажимать и закрывать, всё, что ему нравится.
Дошкольникам
Хорошо развивает моторику пальчиковая гимнастика. Двух-трехлетний ребенок уже может повторить упражнения для пальцев за взрослым, воспроизведя последовательно движения. Игровые занятия можно наполнить сюжетом, рассказывая, что делал каждый пальчик, таким образам стимулируя развитие моторного и речевого центров. Для гимнастики также используется пальчиковый театр. Вначале ребенок играет за одного персонажа, выполняя максимально простые действия, а позже ему можно доверить ведение сюжетной линии.
Какие игрушки помогут развивать моторику рук
Важную роль в развитии мускулатуры ладоней и пальцев играют предметы, окружающие малыша. Игрушки, с которыми контактирует ребенок, помогают познавать мир через тактильные ощущения. Учась взаимодействовать с ними, маленький человек совершенствует свои движения, стимулируя развитие речи и интеллекта.
Волшебство кинетического песка
Впервые увидев кинетический песок, даже взрослые поражаются текстуре, сыпучести и пластичности этого материала. Он отлично подходит на дошкольный возраст развития мелкой моторики. Особенность песка – в его постоянной влажности, позволяющей песчинкам сохранять созданные формы и легко поддаваться разрушениям.
Какую пользу приносит кинетический песок:
- действует расслабляюще: ребенок может пересыпать песчинки, позволяя им «перетекать» между пальцев;
- благодаря приятной текстуре положительно воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев;
- укрепляет мускулатуру пальцев, так как лепка фигур из песка требует аккуратности и ловкости.
Зимой кинетический песок успешно заменяет привычную песочницу, в нем можно строить замки или куличики, используя формочки и ведерки. Хранится сыпучий материал в закрытом ведре, что позволяет сохранить его влажность и сыпучесть.
Развивающие коврики и их универсальность
Еще один вид игрушек, способствующих улучшению мелкой моторики – развивающие коврики. Их особенностью является возможность использования с самого раннего возраста. Выкладывая на коврик на живот младенца, родители открывают ему мир различных цветов и текстур: шероховатых и гладких, бархатистых и прохладно-атласных.
Что ещё есть в развивающем коврике для мелкой мускулатуры рук:
- сегменты с пищалками, которые ребенок сжимает ладошкой для получения звука;
- элементы с зеркальным отражением, которое малыш трогает, гладит пальчиками и ладошкой;
- сектора с шуршащими тканями, которые можно щипать, сжимать, бить.
Именно на коврике многие малыши учатся переворачиваться, ползать, что также способствует укреплению мелких мышц пальцев и кистей. Дети постарше с удовольствием складывают большие ковры из ковриков-пазлов, изготовленных из EVA-пены. Такие манипуляции улучшают владение рукой, развивают логическое и пространственное мышление.
- Развивающий коврик Tiny Love День и ночь
- 295.00 руб.
- Развивающий коврик KinderKraft SEA LAND
- 240.00 руб.
- Развивающий коврик Tiny Love Tiny Princess Tales
- 295.00 руб.
- Развивающий коврик KinderKraft SMARTPLAY
- 240.00 руб.
Игровые центры для малышей
На специальном столике гораздо удобнее организовать игры на мелкую моторику. Игровой центр, оформленный в виде стола с мягким сиденьем (или дополнительными стульями, как у игрового центра Oribel «Лесные друзья - Расти со мной»), легко перемещать по квартире, брать с собой на отдых. В нем малыш находится в безопасности и может уделить немного внимания для изучения незнакомых предметов.
Игровые центры оформляются игрушками, способствующими развитию памяти, внимания, мышления. Благодаря ярким цветам и занимательным формам они привлекают интерес малыша. Персонажи изготовлены из текстиля, бархата, ситца, разнообразие тканей повышает сенсорный опыт ребенка. Игровые предметы с защелками и рычажками способствуют укреплению мускулатуры, улучшению контроля ребенка за действиями кисти.
Польза упражнений с игрушками на развитие мелкой моторики рук
Чем старше ребенок, тем сложнее и интереснее становятся занятия, помогающие укреплять мускулатуру рук и улучшать координацию движений. Уже с двух лет можно активно вводить в жизнь малыша рисование. Притом, в пальчики вкладывается не только фломастер, но и цветные карандаши, восковые и обычные мелки, кисточки для рисования. Даже использование пальчиковых красок способствует развитию мелкой моторики. Постепенно ребенок учится правильно держать карандаш в руке, в процессе желательно поправлять захват. Используя для рисования мел, малыш тренирует ловкость кончиков пальцев, совершенствуя выполнение точных задач.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста будут полезны упражнения:
- совместное чтение, при котором ребенок пальчиком указывает на объекты на листе, самостоятельно переворачивает страницы;
- игры с конструкторами разного вида помогают тренировать захват, правильность установки деталей, логическое мышление, пространственное воображение;
- вырезание ножницами и создание поделок из бумаги укрепляет кисть, тренирует точность и аккуратность.
Учитывая то, что мелкая моторика рук у детей тесно связана не только с устной, но и с письменной речью, правильное выполнение заданий позволяет ускорить обучение письму и усовершенствовать почерк.
На нашем сайте – большой выбор игровых предметов для укрепления мелкой мускулатуры пальчиков и кисти. Подобрать оптимальный вариант по возрасту ребенка помогут консультанты магазина. Звоните: +375 (29) 555-96-96.